ВО ИМЯ НАУКИ САМУЭЛЬ ГОТЛИБ ГМЕЛИН
Жизнь путешественника наполнена приключениями, поисками, находками, открытиями. Иногда вдруг судьба человека делает такие неожиданные крутые повороты, за которые приходится расплачиваться самым дорогим, что у него есть – жизнью. Прогресс науки определяется трудами ее ученых, ценностью их открытий. Но человек, несмотря ни на какие преграды, стремится к познанию нового, неизведанного. «Наука – самое важное, прекрасное в жизни человека», – так считал один из первых исследователей природы России (особенно Юго-Восточного Кавказа), один из первых академиков-ботаников Петербургской академии наук Самуэль Готлиб Гмелин.
Он родился 23 июля 1744 года в Тюбингене (Германия) в семье аптекаря. Иоганн Георг Гмелин (1709–1755), натуралист, путешественник и исследователь Сибири, приходился ему дядей; многие его родственники были известными учеными. После окончания Тюбингенского университета Самуэль Готлиб Гмелин поехал в Голландию, затем посетил Бельгию и Париж. Большой любитель растительного и животного мира, он мечтал о путешествиях в разные страны, собирался даже отправиться врачом в Ост-Индию. На девятнадцатом году жизни он получил докторскую степень, стал профессором ботаники, химии Тюбингенского университета. Ученый стремился к познанию, исследованию природных богатств различных стран, в том числе и России.
По предложению своего дяди, известного химика и естествоиспытателя И. Г. Гмелина, являвшегося с 1731 г. членом Российской Академии наук, Самуэль Готлиб был вызван в Петербург и с 4 апреля 1767 г. избран действительным членом Петербургской Академии наук. В 1768 г. ученый возглавил Астраханскую академическую экспедицию, исследовал Валдайскую возвышенность, летом 1769 г. проследил реку Дон до устья, изучив «всего Дона достопамятности». Он прошел левым берегом Дона до Царицына и Волгой до Астрахани. Совершив в 1770 г. путешествие в Персию, Гмелин вернулся в Астрахань в начале 1771 г. Весной и летом он изучал низовья Волги до Царицына, осенью и зимой через Сарпинскую низменность и Черное море достиг реки Кумы, побывал на Тереке, собрал большую ботаническую коллекцию.
Свои записки «Путешествие по России для исследования трех царств естества» Самуэль Готлиб Гмелин посвятил императрице Екатерине II. Впоследствии эти ценные научные наблюдения, записи, дневники, путешествия были обработаны П. С. Палласом и в 1777–1806 гг. изданы в трех томах. Они содержат описания природы, нефтяных месторождений Апшеронского полуострова, разнообразные сведения о природе, религии, этнографии (описания калмыков, астраханских татар и других народностей; городов Астрахань, Дербент, Энзель, Шемаха, Решт).
В первой части записок академик Гмелин повествует о путешествии из Санкт-Петербурга до Черкасска, главного города донских казаков в 1768 и 1769 гг.
Недалеко от Воронежа ученый встретил много диких лошадей, которых он описал. Их ловили тенетами и с большим трудом приучали к работе.
Вместе с Гюльденштедтом возле Воронежа Гмелин занимался раскопками слоновых костей. Река Дон, сильно разлившись, унесла их с собой, и работа экспедиции была нелегкой. «Может легко статься, что находящиеся слоновые скелеты в Сибири и на Дону одинакового происхождения. Насколько мне известно, что в Сибири никогда столь великого множества слоновых костей вместе не находили, как здесь: но они рассеяны были по разным местам. Нет никакого сомнения, что на Дону находятся слоновые кости», – к такому заключению пришел Самуэль Готлиб.
Познавательно, с большим знанием ботаники ученый пишет о многих редких растениях: диком шафране, таволге, кратеге, барбарисе, дикой рябине, пиринейской сокольной траве, бобовнике или сибирском миндале, мариоле. На Дону росли все виды солодкового корня; казаки варили его с водой, которую они употребляли во время поездок в Азов от морской болезни. Казаки брали соль в Кубанской степи из Моноцкого озера.
Подробные сведения в первой книге даются о станицах Казанка, Пятиизбенная, Цимлянская, об управлении в них, об атаманах, есаулах, старейшинах. Недалеко от Воронежа экспедиция Гмелина попала в сильную бурю. Ночью, в полной темноте начался такой ливень, что, проснувшись, Самуэль Готлиб оказался вне палатки и плавал с постелью на воде. Через несколько минут дождь перешел в град, силой которого были разбиты вещи. Утром пришлось закупать необходимые припасы.
«Путешествие от Черкасска до Астрахани и пребывание в сем городе: с начала августа 1769 по пятое июля 1770 года» – так называется вторая часть записок Гмелина. В них отражены исторические события, жизнь в Астраханской губернии, Сарпинском селении (название от реки Сарпы), богослужения в церквях, образование, рукоделие населения, жизнь казаков на форпостах, в Енатаевской крепости, часть жителей которой состояла из волжских казаков. Там же экспедиция попала в бурю; гребцы были неопытные и их судно носило с одной стороны Волги на другую. С большим трудом они прибыли до форпоста Мазанского. «И теперь узнали, что все происходит от провидения, которое нас от очевидной погибели спасает», – к такому выводу пришел Гмелин. В центре книги – история Астрахани, донских казаков, Степана Разина, жизнь астраханских татар, калмыков, армян, их обычаи, свадебные обряды, одежда. Калмыки, как стало известно Гмелину из писем профессора Палласа, воздавали почти божественную честь ночной сове. Академик описывает технологию изготовления красного и желтого сафьяна, способы работы астраханских кожевников и красильщиков. Увлекательно пишет ученый о рыбах, судах на Волге и о мастерстве рыболовов.
С описания Дербента, истории Баку, нефтяных колодцев, жизни подгорных дагестанцев начинается третья часть (первый раздел) записок Гмелина «Путешествие по России для исследования трех царств естества». Он упоминает о методах перегонки нефти через куб, получении ее белого цвета, которую часто использовали в медицинских целях для лечения больных в Персии. Имеется описание реки Куры, которую древние историки называли Киром, Сальянских соленых озер, ензилинского рыболовства, методов получения кунжутного масла.
Ученому было поручено исследовать прибрежную часть Каспийского моря с целью описания географических условий местности, рыбных и звериных промыслов, нравов, обычаев, религии жителей, ремесел, изделий, древностей, способов разведения скота и шелковичных червей, изучения опыта шелководства.
В то время путешествие было не только трудным, но и опасным: могли ограбить разбойники. Вся территория Персии была разобщена на ряд владений князей, враждовавших между собой. В упомянутой книге академика Гмелина содержится обширный материал, охватывавший разные стороны политической, социально-экономической жизни Персии, а иногда автор сообщает о своих забавных и порой трагических приключениях...
10 февраля 1771 г. по приглашению гилянского Гедает-хана Гмелин отправился из Ензелей в Рящ. Хан предоставил шесть больших лодок для проезда от Ензелей до Пирбазара и 50 лошадей – от Пирбазара до Ряща. Академик Гмелин отметил, что как его самого, так и его свиту хан «с подобающей в российской императорской службе находящихся с честью принял». Гедает-хан пригласил академика и всю его свиту к себе на торжественную аудиенцию. Предложение снять согласно мусульманским обычаям обувь Гмелин категорически отклонил, ссылаясь на то, что у каждого народа есть свои порядки и европейцы в доме обувь не снимают. Ученый рассказал Гедает-хану о цели своего путешествия в Иран, встретил с его стороны полное понимание и поддержку. Гедает-хан был богатый, молодой, веселый человек, который любил развлечения, удовольствия, заграничные раритеты, различные новинки. К европейской культуре он относился с любознательностью и большим интересом. Он пожелал послушать европейскую музыку. «В угодность его, – отмечал Гмелин, – приказал я принести скрипку». Музыка хану понравилась, «особливо, когда притом несколько менуэтов протанцевали». На протяжении длительного пребывания в Рящи, Ензели, владениях Гедает-хана академик и члены его экспедиции встречали помощь, поддержку, интерес.
Прямо противоположным было отношение к путешественникам в соседней провинции – Мазендеране. 27 сентября 1771 г. в Барфурше произошли драматические для Гмелина и его спутников события. Махомед-хан арестовал академика, требуя, чтобы тот вылечил его полуслепого брата. У Гмелина не было при себе необходимых инструментов, а болезнь ханского брата он считал неизлечимой. К удивлению самого ученого в результате его лечения ханский брат стал видеть. Но Махомед-хан продолжал держать его своим пленником. Гмелин, его помощники Габлиц, Машков, художник Борисов, матросы с их судна заболели лихорадкой, пока, наконец, до того дошло, что некому было подать им воды напиться. В октябре 1771 г. умерли Борисов и трое матросов. Оставшиеся в живых члены академической экспедиции были отпущены на свободу. Когда Гмелин уже садился в лодку, чтобы отправиться к стоящему на рейде своему судну, появился ханский курьер и снова его задержал. Люди Махомед-хана донесли, что у академика находится его портрет, и что Гмелин «его приказал сделать в том намерении, чтобы в России выстрелить в него из пистолета, отчего придется Махомед-хану умереть». Такого портрета у ученого не было, а был рисунок покойного Борисова, изображавший перса, курящего кальян. Полдня в присутствии ханских людей пересматривал он свои бумаги. Только после того, как посланец заверил хана в том, что Гмелин никаких плохих мыслей не имел, а желает ему благополучия, здоровья, академик был отпущен на волю.
«Отправился я немедленно на мое судно и благодарил небо, что еще был жив и здоров». 10 апреля 1772 г. Гмелин и оставшиеся в живых члены академической экспедиции прибыли в Астрахань.
Стремясь познакомиться с малоизвестными землями, лежащими за Дербентом, Гмелин решил по суше добраться до Кизляра. Экспедиция, не считая самого академика, состояла из шести человек: четырех студентов – Габлица, Михайлова, Мошкова, Соколова, художника Фридриха Баура, одного аптекаря и сопровождалась конвоем из 20 уральских казаков. 21 сентября 1772 года Гмелин осматривал Маджарские развалины. На месте современного Буденновска Ставропольского края в XIII–XIV веках находился г. Маджар, один из крупных городов Золотой Орды. «Место, где был город, составлял возвышенный четырехугольник в пять верст и весь покрытый развалинами, которые свидетельствуют, что город был велик и великолепен», – писал академик. С. Г. Гмелин оставил подробное описание Маджар – религиозного, административного и торгово-ремесленного центра на Северном Кавказе, цветущего города, торговавшего с народами Кавказа и других земель, наделенного правом чеканить свою монету. Этот город по великолепию своих дворцов, мечетей, минаретов, мавзолеев и других сооружений восточной архитектуры мог соперничать с Бухарой и Самаркандом. В начале 1774 г. недалеко от Дербента Гмелин был захвачен в плен и ограблен людьми уцмия Кайтагского Эмира-Гамзы (Усмей-хана), отличавшегося жестокостью и жадностью. Этот поступок Эмира-Гамзы был актом мести русскому правительству за то, что жители села Андреевского, входившего к тому времени в состав русских владений, переманили к себе 200 семейств терекемейцев и 80 семейств татов (евреев). Он захватил экспедицию Гмелина в заложники, потребовал очень большой по тем временам выкуп в 30 000 руб. с выплатой в течение тринадцати дней. Комендант Кизляра уговаривал Эмира-Гамзу отпустить пленников, но тот твердо стоял на своем. Захват ученого встревожил русские власти. По этому поводу завязалась оживленная переписка между астраханской губернской канцелярией и кизлярским комендантом, а также с отдельными горскими владельцами, через которых пытались воздействовать на Эмира-Гамзу. Канцелярские хлопоты не увенчались успехом.
Не вынеся тяжелых условий плена, от тревог, волнений, голода и болезни Самуэль Готлиб Гмелин скончался 27 июля 1774 г. Михайлов и Баур пытались вывезти его тело в Кизляр, но сильная жара не позволила сделать этого, и они вынуждены были похоронить ученого в селении Каякент (Дагестан) у подножия небольшого холма.
В 1861 г. академику Б. А. Дорну удалось разыскать могилу Гмелина. Она была найдена благодаря суеверию местных жителей, которые уверяли, что около села есть могила ученого гяура, которая исцеляет больных лошадей, если их троекратно обвести вокруг нее. Дорн установил на могиле скромный памятник с надписью «В память академика С. Г. Гмелина, умершего 27 июля 1774 г.». В мае 1903 г. начавшийся разрушаться памятник был реставрирован. Здесь были установлены ограда, железный крест и медная доска с надписью «Этот памятник, воздвигнутый в 1861 г. академиком Дорном на могиле академика С. Г. Гмелина, первого исследователя природы Дагестана, павшего в 1774 г. жертвою преданности науке».
Только на следующий год после смерти Гмелина императрица Екатерина II приказала наказать Эмира-Гамзу; его войска были разбиты, а сам он запросил пощады. Помощникам Гмелина удалось сохранить и передать в Академию наук его путевые записи, научные наблюдения. Ботанические описания ученого касались особенностей растительного мира посещаемых им местностей, сведений об отдельных дикорастущих и культивируемых растениях. Им описаны новые виды животных, в том числе дикая лошадь – тарпан. В его сочинении впервые в России довольно подробно сообщалось о флоре и фауне, давались также этнографические сведения об Азербайджане, Дагестане, Персии. Так безвременно погиб талантливый ученый. И кто знает, о чем он думал, покидая этот мир, вспоминая своих друзей, родных, мысленно прощаясь с теми, кого любил... До последней минуты своей жизни он ждал и надеялся, что придет она, долгожданная свобода.
Автор публикации: Муса Апкаров