Размер шрифта
А
А
А
Цвета сайта
Ц
Ц
Обычная версия

Администрация МО "село Каранайаул"

Муниципальная целевая программа «Развитие туризма в Каякентском районе на 2013-2017 годы».

705,30 1520,535 108,54 Интерактивная карта планирования туристских маршрутов, виртуальных объектов показа Утверждена
постановлением администрации
МР «Каякентский район»
от 14. 03. 2013г. №  50

 

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В  КАЯКЕНТСКОМ РАЙОНЕ НА 2013-2017 ГОДЫ»

 

Паспорт Программы

Наименование Программы Муниципальная целевая программа «Развитие туризма в Каякентском районе на 2013-2017 годы» (далее - Программа)
Основание для разработки Программы

 

Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы) »;

Приказ Федерального агентства по туризму от 11 июля 2007 года №66 «Об утверждении типовой структуры региональной (муниципальной) программы развития туризма субъекта РФ»;

Закон Республики Дагестан от 29 декабря 2012 года № 105 «Об утверждении республиканской целевой программы «Развитие туристско-рекреационного комплекса в Республике Дагестан на 2013-2017 годы»;

Стратегия социально-экономического развития муниципального района «Каякентский район» до 2025 года;

 

Решение Собрания депутатов МР «Каякентский район» от 28 ноября 2012 года № 21-7 «О порядке принятия решений о разработке  долгосрочных целевых программ муниципального района «Каякентский район», их формирования и реализации».

Заказчик Программы Администрация муниципального района «Каякентский район»
Разработчик программы Рабочая группа по разработке программы, утвержденная распоряжением главы МР Каякентский район от 30.11.2012 г. № 340«а»-р.
Основные задачи Программы

Повышение уровня использования туристско-рекреационного потенциала района;

Привлечение инвестиций в сферу санаторно-курортного отдыха и туризма в целях совершенствования туристской инфраструктуры;

Повышение качества предоставляемых санаторных и туристских услуг в соответствии с международными стандартами;

Подготовка туристских кадров и повышение квалификации работников сферы туризма;

Вовлечение местного населения в процесс формирования туристских услуг в районе, развитие народных промыслов и ремесел;

Создание новых рабочих мест;

Организация и проведение национальных праздников, фольклорных фестивалей, выставок, ярмарок и других мероприятий способствующих привлечению туристских потоков;

Сохранение и возрождение историко-культурного наследия Каякентского района;

Разработка новых и повышение конкурентоспособности существующих в районе туристских продуктов;

Реализация мероприятий по улучшению туристского имиджа Каякентского района и разработка элементов общего туристского бренда;

Развитие международных связей и участие в международных проектах в сфере санаторно-курортного отдыха и туризма;

Развитие детского и юношеского отдыха и туризма;

Рекламно-информационное обеспечение сферы туризма;

Увеличение налоговых поступлений в бюджет района от субъектов сферы отдыха и туризма и сопутствующих отраслей;

Цель Программы Создание в  муниципальном районе «Каякентский район» современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей населения района  в туристских услугах, а с другой стороны, вклад в развитие экономики района, в том числе за счет налоговых поступлений в бюджет, создание новых рабочих мест, сохранение и рациональное использование природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала района.

Сроки и этапы реализации Программы

2013-2017 годы:

Первый этап (2013-2014 годы) - подготовительный, включает подготовку и начало осуществления  программных мероприятий;

Второй этап (2015-2017 годы) - реализация инвестиционных проектов, продвижение туристского продукта в соответствии с перечнем программных мероприятий.

Исполнители основных мероприятий Программы

Администрация  муниципального района «Каякентский район»;

Администрации сельских поселений;

Органы государственной власти Республики Дагестан, указанные в программных мероприятиях;

Хозяйствующие субъекты, индивидуальные предприниматели, организации, учреждения по профилю предусматриваемых

мероприятий;

Учреждения образования и  культуры муниципального района «Каякентский район», районный и сельский музеи

Объемы и источники финансирования Программы (в ценах 2012 года)

Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации

Программы, составляет  2591,075 млн. рублей, в том числе:

Федеральный бюджет- 956 млн. рублей;

Республиканский бюджет – 108,54 млн. рублей;

Районный бюджет – 6 млн. рублей;

Инвестиционные программы, проекты – 1520,535 млн. рублей.

Финансирование инвестиционных проектов развития инфраструктуры туризма предполагается осуществлять преимущественно за счет привлечения внебюджетных источников.

Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели эффективности

Создание условий и предпосылок для формирования в районе  современного туристского комплекса;

Рост туристских потоков в  муниципальный район в 2 раза к уровню 2012 г.;

Привлечение инвестиций  на  развитие  индустрии туризма в сумме не менее 1520 млн. руб.;

Создание не менее 1570 новых рабочих мест во  вновь образуемых и действующих  предприятиях туриндустрии,  в  том  числе  в отраслях  связанных   с туризмом и в сегменте частного предпринимательства;

Увеличение вклада отрасли туризма в социально-экономическое развитие района;

Сохранение и рациональное использование природного и культурного наследия Каякентского района;

Контроль реализации Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляет администрация  муниципального района «Каякентский район»

Период, основание и порядок корректировки Программы Корректировка Программы производится администрацией  МР «Каякентский район» ежегодно после разработки прогноза социально-экономического развития и утверждения  бюджета района на очередной год.

Мониторинг реализации Программы

Ежегодная отчетность по результатам реализации Программы представляется исполнителями основных мероприятий в первом квартале года, следующего за отчётным  в Совет по стратегическому планированию муниципального  района  «Каякентский район».

 

I.Общие положения

 

Программа «Развитие туризма в Каякентском районе на 2013-2017 годы» разработана в соответствии с:

Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральной целевой Программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы) »

Стратегией социально-экономического развития  муниципального района «Каякентский район» до 2025 года; 

Решением Собрания депутатов муниципального района «Каякентский район» от 28 ноября 2012 г. № 21-7 «О порядке принятия решений по разработке долгосрочных целевых программ муниципального района «Каякентский район», их формирования и реализации».

Программа определяет цели, принципы и приоритеты в деятельности администрации муниципального района «Каякентский район», сельских поселений района, организаций и граждан в сфере туризма.

Развитие туризма  является не самоцелью, а лишь одним из способов использования туристического потенциала района, потенциала малого предпринимательства в сфере туризма для:

- решения проблем социально-экономического развития района;

- создания новых рабочих мест;

- удовлетворения потребностей граждан в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщения к культурным ценностям;

 развития инженерной, транспортной, коммунальной инфраструктуры;

- повышения общего уровня благосостояния граждан.

Программа учитывает накопленный опыт в сфере туризма и необходимость согласования интересов органов власти, представителей туристического бизнеса и  населения района.

Программа раскрывает задачи и основные направления реализации муниципальной политики развития туристкой индустрии Каякентского района на 2013-2017 годы.

 

Основные понятия и термины

 

В настоящей Программе используются следующие понятия и термины:

 Туризм - временные выезды (путешествия) граждан с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в месте временного пребывания;

Туристская деятельность– туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;

Туризм внутренний – туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;

Турист– лицо, посещающее место временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в месте временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в месте временного пребывания;

Туристские ресурсы– природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил;

Туристкая индустрия– совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-перводчиков и инструкторов-проводников;

Туристский продукт– комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;

Формирование туристского продукта– деятельность туроператоров по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие);

Продвижение туристского продукта– комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое).

 

II. Основное содержание

 

1.     Оценка текущего состояния туристской отрасли

 

Основным благоприятным фактором развития туризма в России в условиях кризиса является повышение внимания россиян к отдыху внутри страны. Для регионов это в первую очередь возможность привлечения дополнительного туристического потока за счет активного маркетинга территории.

Прогноз количества туристических прибытий в регионы РФ, по экспертным оценкам в 2028 году вырастет в три раза при наихудшем сырьевом сценарии развития  российской экономики и почти в 5 раз при инновационном развитии.  При этом число туристов – жителей России – вырастет в 6 раз.  

Российский туризм - это преимущественно внутренний туризм. Огромные территориальные масштабы, обусловливающие разнообразие природных ландшафтов, историко-этнографические и социально-культурные различия, продолжают вызывать у населения высокий интерес к путешествиям по своей стране.

Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, стимулируя создание дополнительных рабочих мест, обеспечивая занятость и повышение качества жизни населения, что особенно важно во время экономического кризиса.

В настоящий момент туризм является одним из важных механизмов оживления экономики, поскольку туристская индустрия оказывает стимулирующее воздействие на развитие сопутствующих туризму сфер экономической деятельности, таких как транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, сфера услуг, общественное питание, сельское хозяйство, строительство и других, выступает катализатором социально-экономического развития регионов.

Туристическая отрасль является лидером среди других отраслей по размеру мультипликативного эффекта на экономику.1 рубль вложений в сферу туризма приносит 4 рубля суммарного дохода в других отраслях экономики. Такой же умножающий коэффициент и в занятости - 1 рабочее место в туризме приводит к появлению 4 рабочих мест в отраслях, соучаствующих в производстве туристского продукта. В среднем поступления от туриста распределяются в пропорции 20:80. Меньшая поступает туристским операторам и агентствам, большая по множеству каналов - во все сферы бизнеса, соучаствующие в обслуживании туристов: пассажирский транспорт, торговлю, учреждения культуры, здравоохранения, спорта, пищевую и легкую промышленность.

С учетом особенностей географического положения развитие туризма для Каякентского района видится как возможность реализовать рекреационные потребности населения  и собственно района с наименьшими затратами времени и средств, а также как инструмент формирования привлекательного имиджа. В дальнейшем туризм  может приобрести значение перспективной отрасли местной экономики, наряду с сельскохозяйственным производством и жилищным строительством.

Для изменения сложившейся ситуации, с учетом мирового опыта, необходимо активное муниципальное участие в решении проблем обеспечения туристско-рекреационных комплексов инженерной инфраструктурой, что позволит привлечь  инвестиции в туристскую отрасль на  условиях государственно-частного партнерства для создания туристских комплексов – строительство и обустройство средств размещения, а также  сопутствующей инфраструктуры.

Ожидаемыми положительными последствиями от развития туризма в Каякентском  районе могут быть:

- создание новых рабочих мест;

- увеличение доходов предприятий, населения, бюджета территории;

- возрождение местных культурных ценностей, развитие народного творчества, традиций, обычаев, народных ремесел;

- оживление местной культурной жизни;

- повышение спроса на сельскохозяйственную продукцию и другие товары местного производства;

- повышение привлекательности и имиджа Каякентского  района;

- охрана и восстановление местных памятников культуры;

- осознание обществом проблем окружающей среды и необходимости ее защиты;

- стимулирование развития смежных отраслей;

- совершенствование инфраструктуры, системы коммунальных объектов и служб, а также здравоохранения, безопасности и правопорядка;

- дополнительные возможности для подготовки квалифицированных специалистов;

- создание новых форм досуга, которыми могут воспользоваться как местные жители, так и туристы;

- новые подходы к землепользованию.

 

1.1.Характеристика состояния туристской отрасли МР «Каякентский район»

 

Современное состояние туризма в Каякентском  районе.

Каякентский район обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом, на его территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты культурного и исторического наследия, проходят экономические, спортивные и культурные события. В районе представлен широкий спектр привлекательных туристических объектов, развитие которых должно обеспечиваться наличием всех видов базовой инфраструктуры.

Однако туристский потенциал района используется далеко не в полной мере и для его реализации требуется принятие комплексных мер по развитию туризма в районе.

На сегодняшний день Каякентский  район обладает сложившимся многофункциональным туристско-рекреационным потенциалом, который в значительной мере еще не раскрыт.

Богатейшее историко-культурное наследие района, непосредственная близость к туристическим центрам как крепость «Нарын-кала» и горнолыжная база «Чиндирчеро», являются важнейшим конкурентным преимуществом туристской отрасли района.

Наиболее распространенными видами туризма в районе  являются: лечебный, оздоровительно-развлекательный, промыслово-заготовительный туризм,деловой и религиозный туризм. Остальные виды туризма слабо развиты.

Лечебный туризм является одной из главных форм туристско-рекреационной активности населения. Санаторно-курортное лечение на территории района представляет санаторий «Каякент», который имеет давнюю историю становления, развитую специализированную инфраструктуру. Это единственный курорт в Российской Федерации, где грязевые ванны можно принимать в естественных условиях.

В то же время  в силу вышеизложенных объективных причин широким рынком спроса, как в регионе, так и за пределами Каякентского района не пользуется.

Оздоровительно-развлекательный туризми рекреация охватывают наиболее массовые потоки населения, которые не поддаются учету, так как зачастую не пользуются услугами специализированных рекреационных предприятий. Обеспечивая удовлетворение первичных потребностей человека в физическом и эмоциональном восстановлении, оздоровительный туризм и отдых принимают разнообразные конкретные формы, среди них:

- специализированные учреждения отдыха: турбазы «Волны Каспия», «Инчхе», «Связист» курорт «Каякент», горячие источники в сел. Алходжакент, сероводородные ванны ГУП «Каякентское», так называемые «Воронцовские ванны», центры детского отдыха - детские оздоровительные лагеря, страусиная ферма (ст. Инчхе) и т.д.

 

Промыслово-заготовительный туризм

Каякентский район богат разнообразием флоры и фауны.

В основном здесь представлены широколиственные дубово-грабовые и ореховые леса, встречаются бересклет, спирея, акация, тополь, сумах дубильный, бук восточный, клен.

Животный мир  богат и многообразен. Здесь можно встретить косулю, волка, барсука, дикого кабана, лису, зайца и многих других представителей фауны.

Озеро Аджи (площадь - 500 га) с давних времен привлекает внимание пернатых. Здесь нашли приют цапля и чирок, лебедь и султанская курочка, лысуха и дикий гусь. В водах этого озера водятся вобла, сазан, красноперка, карп, толстолобик, белый амур и другие представители фауны.

Среди предприятий, представляющих данное направление можно выделить заказник «Каякентский», Каякентское и Папасское охотхозяйства, ООО  «Приморье», КФХ «Мурад

Деловой туризм - сегодня один из самых важных мотивов посещения Каякентского района. Рассматривая Каякентский район, как один из наиболее инвестиционно-привлекательных территорий, с деловыми поездками  здесь побывали представители деловых кругов из Испании, Италии, Австрии, Германии, Франции, Саудовской Аравии, Турции, Израиля, Южной Кореи, а также делегации из разных промышленных регионов России.

Администрацией района налажены контакты с мерией г. Гюнгерен Турции, Кировской областью РФ, Хачмазским  районом Азербайджана. У отдельных предприятий и организаций Каякентского района также налажены  контакты с партнерами из других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. В Каякентском районе нередко организуются различные конференции и форумы как регионального, так и общероссийского масштаба. Каякентский   район может использовать свое выгодное местоположение для формирования собственного имиджа и повышения туристской привлекательности. Кроме того, общее экономическое развитие, строительство новых и модернизация существующих предприятий в различных отраслях экономики, интенсивный приход на российский рынок иностранных компаний будут определять дальнейший рост делового туризма в Каякентский район

Религиозный туризм – один из  распространенных видов посещения Каякентского района паломников  из разных регионов Дагестана и России. В святынях   сел. Утамыш, где покоятся прах 17 шейхов  и  сел. Гаша, ежегодно  проходит «зиярат» (поломничество), который собирает сотни людей из разных районов республики.

 

1.Анализ преимущества МР «Каякентский район» с точки зрения туристической привлекательности.

 

1.1. Географическое положение

Муниципальный район « Каякентский район» расположен на равнинной зоне ближе к южной части  Республики Дагестан. Протяженность территории с севера на юг – 42,5 км, с запада на восток – 26,8 км. Расстояние  до столицы республики города Махачкала-60 км. Главная достопримечательность района, то, что он расположен на побережье Каспийского моря. Общая протяженность береговой линии Каспийского моря на территории района составляет - 48 км.

Площадь земель Каякентского района в административных границах составляет 691 км2 (1,4% Республики Дагестан). Каякентский район граничит с юга Дербентским и Кайтагским районами, с севера г. Избербаш и Карабудахкентским районом, с запада Дахадаевским и Сергокалинским районами, а с востока омывается водами Каспийского моря.

Речки Гамри-озень, Башлы-чай, Инчхе-озень и Количи окаймляют территорию района с  запада  на восток,  связывая его с Каспийским  морем.

Районный центр – село Новокаякент.

1.2.Климат

Территория района находится в зоне умеренно-жаркого климата с хорошей обеспеченностью теплом. Среднегодовое количество осадков составляет 300-350 мм. В последние годы наблюдается засушливая весна и лето и морозостойкая зима.

 

 

1.3.Экологическая обстановка.

Каякентский район один из самых экологически благополучных регионов Дагестана. Здесь отсутствуют крупные промышленные предприятия, загрязняющие атмосферный воздух. Отсутствует централизованная система водоотведения – канализационные стоки. Каякентское побережье Каспийского моря - один из самых чистых на территории Дагестана. Наличия древесно-кустарниковой растительности постепенно переходящей в лесные массивы, реликтового дубового леса вокруг районного центра сел. Новокаякент, создает благоприятную экологическую обстановку в районе. Единственной проблемой в районе является проблема загрязнение земель бытовыми отходами, особенно она актуальна для районного центра, у которого практически нет собственных свободных территорий для захоронения бытовых отходов. В среднесрочной перспективе намечается строительство мини завода по переработке и утилизации бытовых отходов производительностью до 10 тыс. тонн в год.

Численность населения на 01.01.2012 года – 55,6 тысяч человек или 2,1% от населения Республики Дагестан.

 

1.4. Наличие туристских объектов и маршрутов.

На сегодняшний день Каякентский  район обладает сложившимся многофункциональным туристско-рекреационным потенциалом, который в значительной мере еще не раскрыт.

Богатейшее историко-культурное наследие района, непосредственная близость к туристическим центрам как крепость «Нарын-кала» и горнолыжная база «Чиндирчеро», являются важнейшим конкурентным преимуществом туристской отрасли района.

Наиболее распространенными видами туризма в районе  являются: лечебный, оздоровительно-развлекательный, деловой и религиозный туризм. Остальные виды туризма слабо развиты.

На территории Каякентского района имеются достаточно примечательных мест, которые создают благоприятные условия  для отдыха и туризма. В районе функционируют:  1-санаторий «Каякент», 6- детских оздоровительных лагерей, 21- баз отдыха. За летний сезон здесь отдыхают от -1 до 2 тысяча  взрослых и более 4,2 тысяча детей из разных регионов  Республики Дагестан и Российской Федерации. Здесь строится база отдыха Прокуратуры Российской Федерации, инженерная инфраструктура туристско-рекреационного комплекса «Новокаякент», вместимостью 600 человек, лодочная станция на оз. Аджи.

Наиболее привлекательными местами для  туристов являются: уникальный памятник природы гора «Пушкин-Тау», , три крупных водохранилища и озеро Аджи, реликтовый лес, государственный заказник «Каякентский».

На территории Каякентского района  обнаружено большое количество археологических памятников, относящихся к разным эпохам развития человечества.

Каякентское поселение Гемме-Тюбе и Утамышский могильник относятся еще к Куро-араксской археологической культуре (эпоха ранней – начало средней бронзы). Большим количеством памятников представлена Каякентско-Харачаевская позднебронзовая археологическая культуры (вторая  половина II тысячелетия до нашей эры).

К археологическим памятникам культуры федерального значения относятся раскопки древнего города Таргу,  просуществовавшего с VII века до н.э. до XII  века н.э. Ко времени расцвета Великой Албании исследователи относят городище Эски-юрт (I-VIII века нашей эры). В селении Каякент находится могила известного немецкого путешественника и ученого Гмелина С.Г.  В святынях   сел. Утамыш, где покоятся прах 17 шейхов  и  сел. Гаша, ежегодно  проходит «зиярат», который собирает сотни людей из разных районов республики.

Каякентский район обладает большими возможностями и для санаторно-курортного отдыха. Купальный сезон длиться более 6 месяцев. А туризм без отдыха и лечения практически немыслим. Здесь самая чистая вода на всем побережье Каспийского моря, нет ни одного источника сброса загрязненных канализационных стоков, великолепный золотисто - песчаный берег, грязевые и сероводородные минеральные источники для наружного применения. Наше побережье  практически не освоено, здесь нет проблем связанных с правами третьих лиц. На Каякентском побережье Каспийского моря более 600 га  земель зарезервированы под инвестиционные площадки.

 

2. Динамика развития туристской сферы МР «Каякентский район»

 

2.1. Динамика туристских потоков.

Динамика туристских потоков  в Каякентский район видна из приведенной таблицы.

За базовый показатель принят количество зарегистрированных, отдохнувших в 2012 году.

Прогнозируемые показатели туристического потока по годам приняты с учетом выполнения мероприятий Программы.

 

таблица 1

 

 

/trnbsp;p align=/plaquo;Воронцовские ванны

№ п/п Наименование турбаз, п/л, санаторий Количество койко-мест

Количество туристов в  2012 году

Количество рабочих мест в 2012 г. Прогнозируnbsp; /p /trrtejustifyp./p /trrtejustifyp./p /trrtejustifyp./p /trrtejustifyp.долгосрочных целевых программ муниципального района rtejustifyемое количество туристов
2013 2014 2015 2016 2017
1 п/л «Энергетик» 900 900 35 900 900 900 900 900
2 п/л «Юность» 900 900 33 900 900 900 900 900
3 п/л «Волна» 900 900 35 900 900 900 900 900
4 п/л «Связист» 900 900 34 900 900 900 900 900
5 п/л «Каякент» 300 300 10 300 300 300 300 300
6 п/л «Полет» 900 ---- ----- ---- --- 900 900 900
7 Турбаза «Инчхе» 900 650 10 650 650 900 900 900
8 Курорт «Каякент» 1200 120 22 120 120 200 500 1200
9 т/б «Волны Каспия» 900 300 17 300 300 900 900 900
10 турбаза  «Связист» 300 100 5 100 100 300 300 300
11 ТРК «Новокаякент» 600 ------   --- --- --- --- 600
12 б/о «Прокуратуры 500 -----   --- --- --- --- 500
13 Прочие б/ отдыха 400 ----- 20 --- --- 50 100 400
  ИТОГО 9600 5070 221 5070 5070 7100 7400 9600

 

2.2.Объем туристско-экскурсионных услуг

По расчетным данным объем туристско-экскурсионных услуг в 2012 году составил около 60 млн. рублей.

 

3.Анализ перспективных факторов развития туризма в Каякентском районе.

 

Стратегически важное экономико-географическое положение, способствующее налаживанию экономических связей.

Развитая региональная и федеральная транспортная сеть, ФАД «Кавказ», СКЖД, близость к столице Республики Дагестан, международному морскому порту, международному  аэропорту «Уйташ», туристическим центрам, «Нарынкала» и горнолыжная база «Чиндирчеро»;

Благоприятные природно-климатические и ресурсные условия для развития растениеводства, животноводства и овощеводства

Широкий диапазон лесных и минерально-сырьевых ресурсов (лес, песок, гравий, каменный известняк, глина)

Достаточный объем потенциальных инвестиционных ресурсов (запасы земель, сельскохозяйственные угодья, площадки для жилищного и коммерческого строительства, и дорожное строительство)

Наличие природно-оздоровительных зон массового отдыха.

Наличие ландшафтных и национально-исторических экскурсионных объектов

Наличие достаточного количества традиционных ресурсов для развития нескольких видов туризма;

Наличие сети устойчивой сотовой связи на всей территории района.

 

4. Состояние существующей туристской инфраструктуры Каякентского района.

 

4.1. Количество и уровень размещения.

На территории МР «Каякентский район»: расположены: 1-санаторий «Каякент», 6- детских оздоровительных лагерей, 21- баз отдыха. Строится база отдыха Прокуратуры РФ. Гостиниц, отелей и пансионатов нет. В рамках Программы по развитию туризма также предусмотрено строительство гостиницы на 100 мест в сел. Новокаякент.

4.2. Сфера питания.

На территории района, в основном вдоль ФАД «Кавказ» расположены: рестораны-3, кафе и бары-16 с общим количеством посадочных мест-622, кроме столовых баз отдыха.

4.3.Транспортная инфраструктура.

Каякентский район имеет выгодное экономико-географическое положение, которое обусловлено прохождением через его территорию Федеральной автомобильной дороги «Кавказ», соединяющей  район  со столицей Республики Дагестан  г. Махачкала,  южными и северными районами республики

Наш район находится на расстоянии 60 км от г. Махачкалы, международного морского порта и Махачкалинского аэропорта. Через территорию района проходит ФАД «Кавказ», СКЖД, а районный центр с. Новокаякент является одновременно ж/д. станцией Каягент

.4.4.Культурно-развлекательные учреждения.

В районном центре сел. Новокаякент современный Дом культуры, театр юного зрителя, детская школа искусств, парк культуры и отдыха, Новокаякентский филиал Дагестанского государственного объединенного музея.

5.Муниципальное законодательство в сфере туризма.

 

До настоящего времени нормативно-правовые акты в сфере туризма в муниципальном районе «Каякентский район» не приняты.

 

6.Количество туристических компаний, и занятых в сфере туризма.

Туристические компании, предоставляющие туристические услуги, в районе отсутствуют. Есть отдельные граждане и руководители туристических баз, которые самостоятельно занимаются предоставлением информации и туристических услуг.

7.Государственное регулирование на муниципальном уровне, объем финансирования туристической отрасли.

 

 С 2008 года по 2012 год  в рамках федеральной целевой Программы в районе завершено строительство инфраструктуры ТРК «Новокаякент». Общий объем бюджетных средств инвестированных в район за 4 года составило-268,46 млн. рублей, в том числе, из республиканского бюджета-54,9 млн. рублей.

Средства федерального бюджета могут привлекаться для реализации инвестиционных проектов в сфере туризма в рамках реализации целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», Стратегии социально- экономического развития «Прибрежный Дагестан»  до 2025 года в связи созданием Каспийского прибрежного кластера и вхождением его в особую экономическую зону «Матлас».

Также в соответствии с Законом Республики Дагестан от 29 декабря 2012 года «Об утверждении республиканской целевой программы «Развитие туристско-рекреационного комплекса в Республике Дагестан на 2013-2017 годы»  в порядке софинансирование с бюджета Республики Дагестан будет выделено 108,54 млн. рублей для реализации инвестиционных проектов в сфере туристско-рекреационного комплекса на территории Каякентского района.

8. Рекламно-информационная деятельность в сфере туризма.

 

До последнего времени рекламно-информационным вопросам в сфере туризма практически не уделялось внимание. Начиная с  2011 года в ряде средств массовой информации, как российских, так и республиканских появились выступление главы района, посвященные инвестиционной привлекательности и конкурентных преимуществах района. В том же году наш район впервые был презентован на Х международном инвестиционном форуме в г. Сочи.  Выступление главы муниципального района было опубликовано в приложении «Российской газеты» в специальном тематическом выпуске, посвященном Х Сочинскому форуму. В настоящее время через официальный сайт администрации МР «Каякентский район»  размещается информация  о туристическом потенциале района, конкурентных преимуществах района и принимаемых решениях в этом направлении.

 

9. Возможные сценарии и тенденции развития туризма.

 

Программно-целевой метод в развитии туризма в Каякентском районе.

Туризм – одна из наиболее перспективных и высокодоходных отраслей в мировой экономике, потенциал которой в России сильно недоиспользован.  Показатели динамики роста доходности туризма значительно опережают соответствующие показатели других отраслей экономики. На долю международного туризма приходится 8% общего объема мирового экспорта и 30-35% мировой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют 12% мирового валового национального продукта.

В соответствии с федеральной целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы) », туризм должен являться одним из ключевых приоритетов экономического развития России, особенно с учетом текущего кризиса. Кризис не только не является препятствием, но и создает благоприятные возможности для подъема российской туристической отрасли и вывода ее на качественно новый уровень.

Вот почему развитие туризма в Каякентском районе  администрация района рассматривает, как один из приоритетных направлений.

Туристская индустрия - многоотраслевой комплекс и  решение проблем, препятствующих развитию отрасли, требует взаимодействия всех уровней власти, межведомственной координации, оптимизации и консолидации, необходимых для развития туризма, ресурсов.

Процесс формирования и развития индустрии туризма, в качестве значимой отрасли территориальной специализации, в настоящее время невозможен только за счет использования действующих рыночных механизмов без реальной поддержки со стороны органов местного самоуправления.

Среди основных функций органов местного самоуправления по развитию внутреннего и въездного туризма выделяются такие, как организующая (создание стимулов туристского развития), координирующая (согласование интересов участников рынка), информирующая (маркетинг территории), контролирующая (обеспечение рационального природопользования и качественного предоставления услуг).

Программно-целевой метод позволяет решить весь   комплекс существующих задач по созданию конкурентоспособного рынка туристских услуг на основе межведомственной координации деятельности органов исполнительной власти всех уровней, туристского бизнеса, научных и общественных организаций и других заинтересованных сторон.

Основными преимуществами программно-целевого метода является:

- реализация механизма муниципальной поддержки приоритетных направлений туризма;

- управление и координация действий участников Программы с возможностью анализа результативности всей совокупности мероприятий;

- обеспечение участия общественных институтов в выработке решений по проектированию и созданию современных туристских комплексов;

- консолидация значительных объемов финансовых ресурсов на определенных приоритетных направлениях развития туризма и, как следствие, более рациональное использование бюджетных средств.

Разработка Программы также позволит привлечь дополнительные средства региональных  целевых программ на реализацию целей, задач и мероприятий по обеспечению развития туризма на территории Каякентского района.

Отсутствие целевой Программы развития туризма в Каякентском районе негативно отражается на состоянии внутреннего и въездного туризма, является сдерживающим фактором социально-экономического развития района,  не способствует привлечению частных инвестиций.  

Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода могут стать:

- разрозненные действия органов местного самоуправления и представителей турбизнеса, снижение их ответственности и появление бессистемности в решении стоящих задач в этой области;

- распыление бюджетных средств, незначительное привлечение средств внебюджетных источников для решения проблем в сфере туризма.

Основные риски использования программно-целевого метода связаны с возможным недостаточным финансированием Программы из бюджетов различных уровней, и неготовностью бизнеса инвестировать средства в проекты в сфере туризма, новые объекты туристской инфраструктуры. В этом случае мероприятия Программы и финансирование будут направлены на продвижение имеющихся туристских ресурсов района и поддержку действующих участников туристской деятельности.

Таким образом, принятие и реализация муниципальной целевой программы «Развитие туризма в Каякентском районе  на 2013 – 2017 годы»является наиболее эффективным способом развития  туристско-рекреационного комплекса района, создания конкурентоспособного рынка туристских услуг, повышения  уровня и качества жизни населения, решения значимых  задач социально-экономического развития МР «Каякентский район».

1.2.Основные проблемы в развитии туристической отрасли МР «Каякентский район».

 

К основным проблемам в развитии туристической отрасли МР «Каякентский район» относятся:

-отсутствие, каких либо значительных частных инвестиций в туристический бизнес;

-отсутствие системного подхода к развитию туристической отрасли, разработанной и утвержденной долгосрочной целевой муниципальной Программы развития туризма;

-низкое качество турпродукта, недостаток комфортабельных средств размещения;

-отсутствие туристского имиджа Каякентского района;

-плохое состояние дорог к отдельным объектам туристского показа, отсутствие придорожного  сервиса;

-отсутствие инфраструктуры, подъездных путей, стоянок, смотровых площадок, системы обеспечения безопасности;

-недостаточный уровень квалификации персонала принимающих центров;

-недостаток маркетинговых мероприятий, рекламных акций, информационных материалов о туристском потенциале района.

 

2.Основные цели и задачи Программы

 

Выбор цели и задач Программы основывается на стратегических целях и задачах социально-экономического развития района.

Одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития района является создание условий для улучшения качества жизни граждан, проживающих на территории района, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг на внутреннем рынке.

2.1. Цель Программы

Основной цельюПрограммы является - создание в Каякентском районе современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей населения района  в туристских услугах, а с другой стороны, вклад в развитие экономики района, в том числе за счет налоговых поступлений в бюджет, сохранение и увеличение количества рабочих мест, рациональное использование природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала района.

2.2. Задачи Программы

Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих приоритетных задач:

-определение потенциального объема туристического потока и его структуры;

-определение  содержания  туристского  продукта с учетом потребностей целевой группы потребителей и возможностей района;

- формирование туристского продукта для целевых клиентских групп: с учетом планируемого объема и структуры туристического потока определение потребности в создании различных типов туристической и базовой инфраструктуры, сферы услуг;

-разработка комплекса мероприятий по привлечению частных и государственных инвестиций;

-разработка системы продвижения туристского продукта на рынке.

2.3. Принципы реализации Программы

В основу механизмов формирования и реализации мероприятий Программы должны быть заложены следующие принципы:

-развитие туризма не является самоцелью, а лишь одним из способов, за счет использования туристического потенциала района, а также потенциала малого предпринимательства в сфере туризма, для решения проблем социально-экономического развития района. Удовлетворение потребностей района в создании новых рабочих мест, развития инженерной, транспортной, коммунальной инфраструктуры, повышения общего уровня благосостояния населения в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям;

-заказ по развитию туризма в виде муниципальной Программы  отражает, прежде всего, интересы жителей района, а не бизнеса в сфере туризма;

-в основу формирования муниципального заказа по развитию туризма  положена «концепция, предполагающая отражение в Программе:  проблемы, потребности, потенциал и приоритеты муниципального района;

-механизм реализации Программы  выстроен на основе  частно - государственного партнерства, в котором турагенты и туроператоры принимают участие в формировании и продвижении турпродукта, представители бизнеса привлекают инвестиции и реализуют проекты в сфере туризма на территории района при условии создания рабочих мест и уплаты  установленных налогов;

-в развитии туризма на территории Каякентского района могут быть заинтересованы как региональные структуры, так и частный бизнес, которые также могут выступить заказчиками ряда мероприятий и профинансировать их. При разработке и реализации программных мероприятий необходимо учитывать принцип разделения полномочий и ответственности;

-муниципальная Программа  представляет собой единый масштабный проект, в котором все мероприятия взаимоувязаны и  обоснованы, как в части финансирования, так и по срокам реализации. Только в этом случае достигается максимальная эффективность использования бюджетных средств, в достижении намеченного результата.

3. Сроки и этапы реализации Программы

 

Период действия Программы рассчитан на 2013-2017 годы.

3.1.Первый этап (2013-2014 годы)  предусматривает:

- проведение маркетинговых исследований и   формирование конкурентоспособного турпродукта в определенных сегментах потребительского рынка (по видам туризма);

- подготовка проектной документации по инвестиционным проектам в сфере туризма, реализуемых на территории Каякентского района, с целью включения инвестиционных проектов в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации  (2011-2018 годы) »;

- разработка поэтапного плана формирования турпродукта  на  каждой территории района, перспективной для развития туризма и  продвижение  его на российский и зарубежный рынки, ориентируясь на сегменты, изученные в ходе маркетинговых исследований;

.- определение конкретных туристских зон, маршрутов и спектров услуг, разработка планов развития туристской инфраструктуры, инвестиционных проектов и бизнес-планов.

3.2. Второй этап (2015-2017 годы) предусматривает реализацию инвестиционных проектов, продвижение туристского продукта в соответствии с перечнем программных мероприятий.

3.3. При необходимости ответственный исполнитель Программы вносит предложение о продлении срока реализации Программы.

4. Ресурсное обеспечение Программы

 

4.1. Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться   за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников.

4.2. Предполагаемый объем средств, необходимый для реализации Программы в 2013 - 2017 годах, составляет 2591,075 млн. руб., в том числе:

федеральный бюджет- 956 млн. рублей;

бюджет Республики Дагестан- 108,54 млн. рублей;

местный бюджет – 6 млн. рублей;

внебюджетные источники -1520,535 млн. рублей.

Средства федерального бюджета могут привлекаться для реализации инвестиционных проектов в сфере туризма в рамках реализации целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», Стратегии социально- экономического развития «Прибрежный Дагестан»  до 2025 года в связи созданием Каспийского прибрежного кластера и вхождением его в особую экономическую зону «Матлас».

В результате реализации инвестиционных проектов будет создано не менее 1570 рабочих мест.

4.3. Объемы финансирования Программы за счет средств муниципального бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов муниципального бюджета на соответствующий год, исходя из реальных возможностей.

4.4. Средства муниципального бюджета, включенные в Программу, предполагается направить на:

– проведение научно-исследовательских работ, в том числе связанных с маркетинговыми исследованиями в области  внутреннего и въездного туризма;

– маркетинг и рекламно-информационное обеспечение: реализацию мероприятий по обеспечению широкомасштабной кампании, направленной на продвижение туристского продукта на туристских рынках.

4.5. Частные инвестиции будут направлены на строительство и реконструкцию туристско-рекреационных объектов, гостиничных комплексов, объектов индустрии развлечений и др.

4.6. Мероприятия по подготовке инвестиционных площадок, бизнес - предложений для потенциальных инвесторов и партнеров, привлечению  инвестиций будут осуществляться  в рамках основной деятельности администрации муниципального района «Каякентский район» и не потребуют дополнительного финансирования.

Финансирование мероприятий Программы

Таблица 2

 

Источники и направления расходов Объем финансирования (млн. руб.)
Всего По годам
2013 2014 2015 2016 2017
Бюджет  муниципального района «Каякентский район» 6,0 0,0 0,37 1,72 2.08 1,83
Бюджет Республики Дагестан 108,54 8,100 20,25 26,73 26,73 26,73
Федеральный бюджет 956,00 ---- 100,0 200,0 300,0 356,0
Внебюджетные источники 1520,535 101,500 248,275 465,87 384,770 321,27
ИТОГО 2591,075 109,600 367,745 694,32 713,580 705,83

 

5. Механизмы реализации Программы

 

5.1. Механизм реализации Программы представляет собой скоординированную по объему финансирования, срокам и ответственным исполнителям мероприятий систему, обеспечивающую достижение намеченных результатов.

Реализация Программы осуществляется путем выполнения предусмотренных мероприятий, исходя из необходимости достижения плановых значений показателей как промежуточных, так и конечных результатов Программы.

5.2. Ответственным исполнителем Программы является отдел экономики и инвестиций  администрации  муниципального района «Каякентский район»

5.3. Реализацию мероприятий Программы осуществляют поставщики работ, услуг, привлекаемые в соответствии законодательством Российской Федерации о размещении заказов для муниципальных нужд.

5.4. С участниками Программы заключаются соглашения о сотрудничестве и реализации программных мероприятий. Участники Программы предоставляют данные по утвержденному перечню статистической и бухгалтерской отчетности. Также заключаются соглашения о совместной деятельности по обмену информацией с Центром занятости населения в Каякентском  районе, налоговыми органами и иными организациями, принимающими участие в Программе.

5.5. В целях реализации Программы планируется:

- создание координационного совета по реализации Программы, объединяющего участников Программы, представителей туриндустрии, сферы образования в туризме и общественный сектор;

- создание информационной системы, содержащей данные статистической отчетности, информацию обо всех субъектах туриндустрии района, позволяющую не только хранить систематизированную по географическому и тематическому принципам информацию, но и осуществлять комплексный мониторинг состояния и динамики всех секторов туриндустрии района.

5.6. Система программных мероприятий состоит из двух основных блоков:

5.6.1. Научно- 900td style=-nbsp; 5.4. С участниками Программы заключаются соглашения о сотрудничестве и реализации программных мероприятий. Участники Программы предоставляют данные по утвержденному перечню статистической и бухгалтерской отчетности. Также заключаются соглашения о совместной деятельности по обмену информацией с Центром занятости населения в Каякентскомисследовательские работы - в целях  определения потенциального объема туристического потока и его структуры; выделения целевых клиентских групп;  определения структуры и содержания предложения туристского продукта с учетом потребностей целевой группы потребителей и возможностей района. Четкое представление о запросах в отношении отдыха позволит максимально удовлетворить потребности прибывающих в район туристов.

Также в рамках научно-методического обеспечения реализации программных мероприятий предполагается:

- проведение  научно-практической конференции по вопросам развития въездного и внутреннего туризма;

- проведение конкурсов среди учебных заведений на создание туристских маршрутов и проектов в сфере внутреннего и въездного туризма;

- издание 600raquo; Основной цельюПрограммы является - создание в Каякентском районе современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей населения района/pв развитии туризма на территории Каякентского района могут быть заинтересованы как региональные структуры, так и частный бизнес, которые также могут выступить заказчиками ряда мероприятий и профинансировать их. При разработке и реализации программных мероприятий необходимо учитывать принцип разделения полномочий и ответствен ности;rtejustify методической литературы по вопросам развития сельского туризма;

- проведение экологических лагерей и экологических экспедиций;

- мониторинг нормативно-правовой базы для развития туризма

5.6.2. Мероприятия по привлечению инвестиций на развитие материальной базы туриндустрии.

Мероприятия направлены на подготовку  инвестиционных площадок, бизнес- предложений для потенциальных инвесторов и партнеров, привлечение российских и td class=/tdtr/prtejustifynbsp; формирование конкурентоспособного турпродукта в определенных сегментах потреlaquo;Волны Каспия p class=/trбительского рынка (по видам туризма);p/tdиностранных инвестиций, подготовку, разрtd class=rtecenterrtecenterrtecenterКоличество туристических компаний, и занятых в сфере туризма - реализация механизма муниципальной поддержки приоритетных направлений туризма;аботку и внедрение механизма государственной поддержки по инвестиционным проектам, направленным на развитие туристской индустрии.

В целях привлечения инвестиций на развитие туристской индустрии района в рамках Программы планируется:

- разработать паспорта инвестиционных площадок, перспективных для /tdp class=prtecenter/tdинвестирования;

- подготовить и тиражировать инвестиционные предложения;

- содействовать продвижению инвестиционных проектов (бизнес-планов) на российских  выставках и форумах (подготовка и участие).

Инвестиционные проекты в сфере туризма  в  МР «Каякентский район»*

 

   Таблица 3

№ п/п

Наименование проекта Место реализации Объем инвестиций  млн. руб. Количество рабочих мест
1 Строительство ТРК «Новокаякент» с. Новокаякент 706 1100
2 Реконструкция санатория «Каякент» с. Новокаякент 1500 200
3 Завершение строительства санатория Прокуратуры РФ с. Новокаякент 250 200
4 Строительство гостиницы на 100 мест с. Новокаякент 70 48
5 Создание туристской инфраструктуры для организации рыбалки. с. Новокаякент (оз. Аджи) 60 20
6 Создание туристско-информационного центра. с. Новокаякент 5 2
  ИТОГО   2591 1570

 

5.6.3. Мероприятия по продвижению туристского продукта и рекламно-информационному обеспечению развития туризма:

-целенаправленное формирование имиджа Каякентского района как территории, благоприятной для туризма; активное продвижение туристского продукта, прежде всего на внутреннем туристском рынке; совершенствование системы информационного обеспечения туристской деятельности, создание информационного туристского центра.

Стратегия продвижения туристского продукта предполагает:

- разработку и выпуск рекламно-информационной продукции: туристских карт, справочников, событийных календарей, видео презентаций, документальных фильмов о туристском потенциале Каякентского района и другой продукции на русском и иностранных языках;

- размещение информации о турпотенциале Каякентского района в сети Интернет (на туристских порталах, в поисковых системах и т.д.);

- создание и осуществление деятельности туристского информационного центра; 

- создание и регулярное обновление ориентированных баз данных в Интернете, в т. числе:

1) справочная база данных, где формируется информация о потенциале, ресурсах, истории, достопримечательностях, субъектах туриндустрии и инфраструктуре, событиях, мероприятиях,  праздниках;

2) аналитическая база данных, обрабатывающая и классифицирующая статистическую информацию;

3) база данных, позволяющая осуществлять планирование и бронирование поездки в режиме on-line;

- создание интерактивной карты планирования маршрутов, создание геоинформационной системы (ГИС) и виртуальной модели объектов показа  муниципального района;

- подготовку и прокат (размещение) видеосюжетов (роликов и фильмов) о туризме в Каякентском  районе в международном аэропорте «Уйташ» и иных местах размещения информации;

- разработку концепции имиджа Каякентского района как территории, благоприятной для туризма;

- разработку и создание сувенирной продукции, предназначенной для формирования уникального образа района;

- проведение мероприятий по продвижению туристского продукта на российских и международных туристских выставках и ярмарках;

- организацию рекламных кампаний (проведение рекламных туров, в том числе для представителей СМИ и туроператоров, презентаций, формирование экспозиций с использованием сувенирной продукции и символики района и др.);

- проведение туристских фестивалей, форумов, слетов, крупных знаковых мероприятий, направленных на популяризацию внутреннего и въездного туризма.

В целях формирования атмосферы гостеприимства планируется ежегодно осуществлять ряд информационных кампаний в средствах массовой информации,  проводить открытые семинары,  размещать  информацию просветительского характера в средствах массовой информации.

 

6. Организация управления  Программой и контроль за ходом ее реализации.

 

6.1. Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет администрация  муниципального района «Каякентский район»;

6.2. Ответственный исполнитель Программы несет ответственность за достижение поставленных целей и задач, целевое и эффективное использование выделенных бюджетных средств.

6.3. Для проведения текущего мониторинга реализации Программы ответственный исполнитель Программы предоставляет в Совет по стратегическому развитию муниципального района «Каякентский район»

- в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, информацию о финансировании и исполнении мероприятий Программы;

- в срок до 20 февраля года, следующего за отчетным годом, а также по окончании срока реализации Программы, отчет о ходе реализации Программы, оценку эффективности и результативности реализации Программы в соответствии с критериями ежегодной оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ  муниципального района «Каякентский  район».

6.4. При существенных отклонениях фактических показателей от планируемых, уполномоченный орган  муниципального района предлагает ответственному исполнителю Программы определить причины отклонения и факторы, негативно влияющие на реализацию Программы, а также разработать предложения по повышению результативности Программы.

 

7. Ожидаемые результаты реализации Программы и критерии оценки ее эффективности

 

7.1. Реализация программных мероприятий позволит создать правовые, экономические и организационные условия для развития туризма в Каякентском районе, сформировать дополнительные источники бюджетов муниципальных образований района, удовлетворить потребности населения  Каякентского района и Республики Дагестан в туристско-рекреационных услугах.

Главный социальный эффект Программы состоит в создании предпосылок для удовлетворения потребностей населения в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям.

Реализация Программы также будет стимулировать развитие таких отраслей экономики, как сфера услуг, сельское хозяйство, транспорт, связь, торговля и общественное питание, строительство и реконструкция автодорог, благоустройство территорий муниципальных образований, производство сувенирной продукции, подготовка и переподготовка кадров.

Выполнение Программы будет способствовать экономическому развитию Каякентского  района, формированию его социально-культурного облика, содействовать повышению жизненного уровня населения.

7.2. Система контролируемых показателей по Программе включает:

- показатели выполнения системы программных мероприятий - по срокам, объему и качеству;

- показатели эффективности реализации инвестиционных проектов;

- целевые показатели Программы.

7.3. Целевые показатели Программы характеризуют изменение ситуации и достижение заявленной цели в результате реализации Программы.

В качестве целевых показателей Программы используются следующие показатели:

- количество туристских прибытий на территорию района;

- количество созданных рабочих мест;

- объем налоговых поступлений в местный бюджет от туристской деятельности и от дополнительного развития видов деятельности, связанных с туризмом.

Целевые показатели Программы

таблица 4

N
п/п
Показатели Плановые показатели
2013 2014 2015 2016 2017
1 Количество туристов, тыс. чел. 5500 6325 7275 8366 9620
2 Количество созданных рабочих мест 230 260 350 700 1570
3 Объем налоговых поступлений, в консолидированный бюджет района от объектов туриндустрии млн. руб. 1,0 1,5 2,5 7,0 19,0

 

7.4. Условия расчета целевых показателей Программы:

7.4.1. Плановые значения целевых показателей по количеству туристов определены с учетом инвестиций в сферу туризма и строительством туристической инфраструктуры

7.4.2. Предусмотрен рост туристического потока ежегодно на 15%. В качестве базового уровня для подсчета туристического потока принят  показатель 2012 г., когда по расчетным данным и данным РОС,  количество туристов официально посетивших Каякентский район составило – 5,07 тыс. человек. За период действия Программы количество туристов должно увеличиться почти в 2 раза, достигнув к 2017 году уровня – 9,6 тыс. человек в год;

7.4.3. Доля курорта « Каякент»  в формировании туристического потока составляет 2,3% (2012 г. – 120 чел.). На сегодняшний день, при количестве мест размещения – 1200, загруженность курорта составляет не более 10% от имеющихся возможностей;

7.4.4.Доля детских оздоровительных лагерей в формировании туристического потока составляет – 77 % (2012 г.- 3900 чел.).

7.4.5. Доля иных участников рынка туристических услуг в формировании туристического потока, соответственно, составляет 20,7% (2012 г. – 1050 чел.);

7.4.6. Согласно информации, представленной курортом «Каякент», рост туристских прибытий на курорт за последние годы не наблюдается.

 Следовательно, наибольшие темпы по числу туристских прибытий до реконструкции  курорта «Каякент» будут зафиксированы у остальных участников рынка туруслуг, в среднем на 30% ежегодно, что обеспечит рост общего туристического потока на 15%  в год;

7.4.7. В соответствии с Методическими рекомендациями по подсчету туристического потока, учет количества туристов следует производить в случае их регистрации в средствах размещения. В Каякентском  районе к таким средствам размещения, можно отнести, помимо курорта «Каякент»:

- база отдыха «Волны «Каспия»;

- база отдыха «Инчхе»;

- база отдыха «Связист»;

- п/л «Юность»

- п/л «Связист»

- п/л «Энергетик»

- п/л «Золотые пески»

-п/л «Волна»

7.4.8. Помимо туристов, учитываемых по месту регистрации, следует учитывать туристов, не пользующихся средствами размещения, в том числе прибывающих из Республики Дагестан. Число таких не зарегистрированных туристов может превышать число «официальных» туристов в несколько  раз.

7.4.9. Общее количество вновь создаваемых рабочих мест на предприятиях, реализующих проекты в сфере туризма, за период действия Программы составит не менее 1570, а если учесть, что 1 рабочее место в туризме приводит к появлению 4 рабочих мест в отраслях, соучаствующих в производстве туристского продукта, то следует говорить о создании не менее 6,0 тыс.  рабочих мест;

7.5.0. Объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет муниципального района «Каякентский район» в 2017 году только по подоходному налогу составит:

- от курорта «Каякент» - 2,5 млн. руб.;

- от прочих организаций турбизнеса (1370 новых рабочих мест) при средней заработной плате 15,0 тыс. руб. в месяц – 16,5 млн. руб.;

- от создания новых рабочих мест в сопутствующих сферах (6 тыс. мест) – 66,0 млн. руб.

7.5.1. Реализация запланированных мероприятий и формирование конкурентоспособной туриндустрии приведут к:

- росту туристских прибытий на территорию района не менее чем на 15% ежегодно и достижению туристического потока к 2017 году – 9,6  тыс. человек в год (рост в 2 раза);

- увеличению налогооблагаемой базы и доходов консолидированного  бюджета  района от предприятий турбизнеса и сопутствующих сфер не менее 85,0 млн. руб. в 2017 году;

- привлечению инвестиций на развитие индустрии туризма в сумме  2591 млн. руб.;

- созданию более 6000 новых рабочих мест во вновь создаваемых и расширяющихся организациях туриндустрии, в том числе в связанных с туризмом отраслях и в сегменте частного предпринимательства;

- возрастанию интереса населения и подрастающего поколения к культуре и истории района

 

 

 

III. Перечень мероприятий муниципальной целевой программы "Развитие туризма в Каякентском районе на 2013-2017 годы"

strong/span /td 3,9 /td

№ п/п Наименование программных мероприятий Исполнители Ожидаемый результат Источники финансирования Объем финансирования (млн. руб.)
Всего По годам
2013 2014 2015 2016 2017
1 Научно-исследовательские работы.     Бюджет района 0,2   0,1   0,1  
Республиканский бюджет            
Федеральный бюджет            
Внебюджетные источники            
Всего 0,2   0,1   0,1  
1.1. Проведение маркетингового исследования по определению потенциального объема туристического потока и его структуры, целевых групп потребителей  и их потребностей. ОЭиИ Аналитический отчет (информация) о потенциальном объеме туристического потока и его структуры, целевых группах потребителей  и их потребностей. Бюджет района            
Республиканский бюджет            
Федеральный бюджет            
Внебюджетные источники            
Всего 0,0   0,0   0,0  
1.2. Проведение научно-практических конференций  по     вопросам развития въездного и внутреннего    туризма, участие в конференциях (семинарах, форумах) ОЭиИ совместно с Агентством по туризму РД Проведение (участие) в 2 конференциях (семинарах, форумах) Бюджет района 0,2   0,1   0,1  
Республиканский бюджет            
Федеральный бюджет            
Внебюджетные источники            
Всего 0,2   0,1   0,1  
2. Мероприятия по привлечению частных и государственных инвестиций     Бюджет района 3,9 0,0 0,0 1,3 1,3 1,3
Республиканский бюджет 108,54 8,1 20,25 26,73 26,73 26,73
Федеральный бюджет 956 0 100 200 300 356
Внебюджетные источники 1520,535 101,50 247,125 465,87 384,77 321,27
Всего 2588,975 109,6 367,375 693,90 712,80 705,300,0
2.1. Разработка   паспортов инвестиционных площадок, перспективных  для инвестирования ОЭиИ Разработка 5 паспортов инвестиционных площадок Бюджет района            
Республиканский бюджет            
Федеральный бюджет            
Внебюджетные источники            
Всего 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
2.2. Подготовка инвестиционных предложений для потенциальных инвесторов ОЭиИ Подготовка 6 инвестиционных предложений для потенциальных инвесторов Бюджет района            
Республиканский бюджет            
Федеральный бюджет            
Федеральный бюджет            
Всего 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
2.3.

Реализация инвестиционных проектов:

-строительство ТРК Новокаякент

-реконструкция курорта «Каякент

-строительство гостиницы;

-завершение строительства санатория Прокуратуры РФ;

-создание инфраструктуры для организации рыбалки(оз.Аджи).

-создание туристско-информационного центра

частно-государственное партнерство (инвесторы)

Реализация 6 инвестиционных проектов Бюджет района 3,9 0,0 0,0 1,3 1,3 1,3
Республиканский бюджет 108,54 8,1 20,25 26,73 26,73 26,73
Федеральный бюджет 956,00 0,00 100,00 200,00 300,00 356,00
Федеральный бюджет 1520,535 101,50 247,125 465,87 384,77 321,27
Всего 2588,975 109,6 367,375 693,90 712,80 705,30
3. Мероприятия по продвижению туристского продукта и рекламно - информационному обеспечению развития туризма Информационно-аналитический отдел администрации, ОЭиИ   Бюджет района 1,9 0,0 0,27 0,42 0,68 0,53
Республиканский бюджет            
Федеральный бюджет            
Федеральный бюджет            
Всего            
3.1. Подготовка и издание рекламно-информационных материалов о туристском потенциале района на нескольких языках: туристские схемы-карты, буклеты, путеводители,  событийные календари, открытки, видео презентации, DVD-диски и прочее Администрация района Издание не менее 50 рекламно-информационных материалов Бюджет района 0,8     0,2 0,3 0,3
Республиканский бюджет            
Федеральный бюджет            
Федеральный бюджет            
Всего 0,8     0,2 0,3 0,3
3.2. Размещение информации о   туристском потенциале района в сети Интернет Информационно-аналитический отдел администрации   Бюджет района            
Республиканский бюджет            
Федеральный бюджет            
Федеральный бюджет     Место реализации Выполнение Программы будет способствовать экономическому развитию Каякентского td /td 1520,535td        
Всего 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
3.3. Разработка и создание сувенирной продукции, предназначенной для формирования уникального образа района. конкурсная комиссия Разработка не менее 5 видов и 500 экз. сувенирной продукции. Бюджет района 0,2       0,1 0,1
Республиканский бюджет            
Федеральный бюджет        

   
Федеральный бюджет            
Всего 0,2       0,1 0,1
3.4. Участие в региональных и российских  туристских выставках и ярмарках Информационно-аналитический отдел администрации, ОЭиИ Участие в 2-х региональных и российских  туристских выставках и ярмарках Бюджет района 0,1   0,05   0,05  
Республиканский бюджет            
Федеральный бюджет            
Федеральный бюджет            
Всего 0,1   0,05   0,05  
3.5. Организация рекламных кампаний (проведение рекламных туров, пресс-туров, презентаций, формирование экспозиций с использованием сувенирной продукции, символики района и др.). Информационно-аналитический отдел администрации, ОЭиИ Проведение 4-х рекламных кампаний Бюджет района 0,1   0,02 0,02 0,03 0,03
Республиканский бюджет            
Федеральный бюджет            
Федеральный бюджет            
Всего 0,1   0,02 0,02 0,03 0,03
3.6. Создание интерактивной карты планирования туристских маршрутов, виртуальных объектов показа Информационно-аналитический отдел администрации, ОЭиИ, филиал ДГОМ Интерактивная карта планирования туристских маршрутов, виртуальных объектов показа Бюджет района 0,7 0,0 0,2 0,2 0,2 0,1
Республиканский бюджет 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Федеральный бюджет 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Федеральный бюджет 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Всего 0,7 0,0 0,2 0,2 0,2 0,1
ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ Бюджет района 6,0 0,0 0,37 1,72 2,08 1,83
Республиканский бюджет 108,54 8,1 20,25 26,73 26,73 26,73
Федеральный бюджет 956,00 0 100,0 200,0 300,0 356,0
Федеральный бюджет 1520,535 101,50 247,125 465,87 384,77 321,27
Всего 2591,075 109,60 367,745 694,32 713,58 705,83

 

 

Туристический паспорт муниципального района «Каякентский район»

1.Администрация:

Глава муниципального района  - Гамзаев Ильмутдин Магомедович.

 Адрес: сел. Новокаякент, ул. Джабраиловой, 36, тел.  2-12-42, факс 2-13-90

адрес сайта e-mail: kmr05.ru

2.Характеристика территории:

Муниципальный район « Каякентский район» расположен на равнинной зоне ближе к южной части  Республики Дагестан. Протяженность территории с севера на юг – 42,5 км, с запада на восток – 26,8 км. Расстояние  до столицы республики города Махачкала, международного морского порта и Махачкалинского аэропорта «Уйташ» - 60 км, до туристических центров: крепость «Нарын-кала» -50 км, горнолыжная база Чиндирчеро»-100 км.  Главная достопримечательность района, то, что он расположен на побережье Каспийского моря. Общая протяженность береговой линии Каспийского моря на территории района составляет - 48 км. Через территорию района проходит ФАД «Кавказ», СКЖД, а районный центр с. Новокаякент является одновременно ж/д. станцией Каягент

Площадь земель Каякентского района в административных границах составляет 691 км2 (1,4% Республики Дагестан). Каякентский район граничит с юга Дербентским и Кайтагским районами, с севера г. Избербаш и Карабудахкентским районом, с запада Дахадаевским и Сергокалинским районами, а с востока омывается водами Каспийского моря.

Речки Гамри-озень, Башлы-чай, Инчхе-озень и Количи окаймляют территорию района с  запада  на восток,  связывая его с Каспийским  морем.

Районный центр – село Новокаякент.

Численность населения на 01.01.2012 года – 55,6 тысяч человек или 2,1% от населения Республики Дагестан.

3.Природные и климатические особенности:

Территория района находится в зоне умеренно-жаркого климата с хорошей обеспеченностью теплом. Среднегодовое количество осадков составляет 300-350 мм. На климат района оказывает влияние наличие Каспийского моря. В отдельные годы зимой температура не опускается ниже нуля градусов. Море практически не замерзающее. Купальный сезон длиться 6 месяцев.

4.Туристско-рекреационный потенциал района:

На сегодняшний день Каякентский  район обладает сложившимся многофункциональным туристско-рекреационным потенциалом, который в значительной мере еще не раскрыт.

Богатейшее историко-культурное наследие района, непосредственная близость к туристическим центрам как крепость «Нарын-кала» и горнолыжная база «Чиндирчеро», являются важнейшим конкурентным преимуществом туристской отрасли района.

Наиболее распространенными видами туризма в районе  являются: лечебный, оздоровительно-развлекательный, деловой и религиозный туризм.

Туристические организации, осуществляющие услуги в данной сфере:

 

№ п/п Наименование турбаз, п/л, санаторий

Нормативное количество

 койко-мест

Количество зарегистрированных

туристов  в  2012 году

1 п/л «Энергетик» 900 900
2 п/л «Юность»  900 900
3 п/л «Волна» 900 900
4 п/л «Связист» 900 900
5 п/л «Каякент» 300 300 
6 п/л «Полет» 900 ------
7 Турбаза «Инчхе» 900 650
8 Курорт «Каякент» 1200 120
9 т/б «Волны Каспия» 900 300
10 т/б  «Связист» 300 100
  Итого: 8100 5070

 

Инвестиционные проекты туристско-рекреационного типа:

-строительство туристско-рекреационного комплекса «Новокаякент» на 600 мест, с общим объемом финансирования-706 млн. рублей;

-реконструкция до европейского уровня курорта «Каякент» вместимостью 1200 мест, с объемом финансирования 1500 млн. рублей;

-завершение строительства санатория Прокуратуры РФ на 500 мест с объемом финансирования -250 млн. рублей;

-строительство гостиницы на 100 мест в сел. Новокаякент, с объемом финансирования-70 млн. руб.;

-создание туристской инфраструктуры для организации рыбалки на оз.Аджи с объемом финансирования -60 млн. рублей;

 

5.Организация видов туризма

Каякентский район обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом, на его территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты культурного и исторического наследия, проходят экономические, спортивные и культурные события. В районе представлен широкий спектр привлекательных туристических объектов, развитие которых должно обеспечиваться наличием всех видов базовой инфраструктуры.

Лечебный туризмявляется одной из главных форм туристско-рекреационной активности населения. Санаторно-курортное лечение на территории района представляет санаторий «Каякент», который имеет давнюю историю становления, развитую специализированную инфраструктуру. Это единственный курорт в Российской Федерации, где грязевые ванны можно принимать в естественных условиях.

Оздоровительно-развлекательный туризм  охватывает наиболее массовые потоки населения, которые не поддаются учету, так как зачастую не пользуются услугами специализированных рекреационных предприятий среди них:

- специализированные учреждения отдыха: турбазы «Волны Каспия», «Инчхе», «Связист», горячие источники в сел. Алходжакент, сероводородные ванны ГУП «Каякентское», так называемые «Воронцовские ванны»,

Промыслово-заготовительный туризм

Каякентский район богат разнообразием флоры и фауны.

В основном здесь представлены широколиственные дубово-грабовые и ореховые леса, встречаются бересклет, спирея, акация, тополь, сумах дубильный, бук восточный, клен.

Животный мир заказника богат и многообразен. Здесь можно встретить косулю, волка, барсука, дикого кабана, лису, зайца и многих других представителей фауны.

Озеро Аджи ( площадь - 500 га) с давних времен привлекает внимание пернатых. Здесь нашли приют цапля и чирок, лебедь и султанская курочка, лысуха и дикий гусь. В водах этого озера водятся вобла, сазан, красноперка, карп, толстолобик, белый амур и другие представители фауны.

Среди предприятий, представляющих данное направление можно выделить заказник «Каякентский», Каякентское и Папасское охотхозяйства, ООО  «Приморье», КФХ «Мурад»

Активный (спортивный) туризм.

В Каякентском районе существует большой потенциал для развития активного туризма, обусловленного наличием побережья Каспийского моря, лесных массивов, водохранилищ Наибольшую популярность на территории Каякентского района получил дельтопланиризм.

Перспективы развития спортивного туризма очень высоки и позволяют прогнозировать дальнейшее его развитие  с учетом намечаемого строительства на территории района центра спортивной подготовки по олимпийским видам спорта.

 

Познавательный туризмреализуется в виде экскурсий по историческим местам, а также посещений специализированных учреждений (музеев, культурно-исторических центров), объектов культовой архитектуры, поселений, сохранивших национальный уклад, традиции и обычаи.  В  Каякентском районе действуют:

- Новокаякентский филиал ДГОМ, Каякентский сельский музей истории.

Деловой туризм - сегодня один из самых важных мотивов посещения Каякентского района. Рассматривая Каякентский район, как один из наиболее инвестиционно-привлекательных территорий, с деловыми поездками  здесь побывали представители деловых кругов из Испании, Италии, Австрии, Германии, Франции, Саудовской Аравии, Турции, Израиля, Южной Кореи, а также делегации из разных промышленных регионов России.

Администрацией района налажены контакты с мерией г. Гюнгерен Турции, Кировской областью РФ, Хачмазским  районом Азербайджана. У отдельных предприятий и организаций Каякентского района также налажены  контакты с партнерами из других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. В Каякентском районе нередко организуются различные конференции и форумы как регионального, так и общероссийского масштаба.

Религиозный туризм –  один из  распространенных видов посещения Каякентского района паломников  из разных регионов Дагестана и России. В святынях сел. Утамыш, где покоятся прах 17 шейхов  и  сел. Гаша, ежегодно  проходит «зиярат» (паломничество), который собирает сотни людей из разных районов республики.

Событийный туризм

Стимулом таких путешествий выступают культурные, спортивные и прочие зрелищные мероприятия, проходящие на территории района. Досуг и развлечения ориентированы в основном на местное население и жителей  района. В районе ежегодно проводятся соревнования по различным видам спорта, в том числе и республиканского и российского уровня по вольной борьбе.

Детский туризм играет заметную роль в туристском движении. Специфика детского туризма обусловлена четко выраженной воспитательной ролью краеведения, благодаря чему его можно рассматривать как важный инструмент становления личности. Путешествия школьников могут быть реализованы через детские оздоровительные лагеря и учреждения дополнительного образования (дом детского творчества, краеведческие кружки в общеобразовательных школах).

 

6.Фестивали, праздники, местные традиции и обычаи

 

Из наиболее значимых ежегодных праздников – праздник виноградаря, приуроченный к Дню работника сельского хозяйства.

 

7. Лечебно-профилактические учреждения и условия для развития лечебно-оздоровительного туризма.

 

На территории района имеются огромные возможности для лечебно-оздоровительного туризма. Прежде всего, оно обусловлено наличием на территории района лечебных грязей, подземных  минеральных вод.

В недрах Каякентского  побережья Каспийского моря разведаны огромные запасы минеральных вод, которые по своему химическому составу и полезным свойствам не уступают, а по некоторым полезным компонентам даже превосходят Кавказских минеральных источников.

Здесь, особенно на морском побережье, имеются  многочисленные законсервированные минеральные скважины старого фонда.

По данным геологоразведочной экспедиции на территории района выявлено 4 типа минеральных вод; приуроченных к чокракскому и, частично, караганскому водоносным комплексам:

-лечебные, питьевые лечебно-столовые кремнистые воды (N1 2 с);

-лечебно йода - бромные воды  ( N1 2 кg  );

-лечебно-сульфидные (сероводородные воды);

-лечебные, лечебные питьевые и питьевые лечебно-столовые воды.

Запасы минеральных вод оценены по категории С2 .Все минеральные источники самоизливающиеся.

Помимо минеральных источников для внутреннего пользования здесь расположены грязевые  и сероводородные минеральные источники для наружного применения.

Знаменитые «Воронцовские ванны», названные в честь графа Воронцова, не имеющей аналогов по своему химическому составу водой, до сих пор посещают гости далеко за пределами Дагестана.

С давних времен в Дагестане ходили легенды о целебных силах расположенного на территории санатория «Каякент» в Каякентском районе озера Тупсуз. Озеро Тупсуз – единственное в Европе озеро, уникальную лечебную грязь которого можно принимать в естественных условиях. Здесь лечат самые разные заболевания: кожные, урологические, органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, гинекологические, эндокринной и периферической систем. В пути к селению Алходжакент, расположены горячие источники, которые посещают люди далеко за пределами района. А в русле канала РББ, вблизи старого рыбопромыслового завода  № 9 и на побережье Каспийского моря расположены грязевые ванны, о лечебных свойствах которых ходят «легенды», за исключительное эффективное лечение кожных заболеваний.

Вблизи селений Утамыш и Капкайкент бьют подземные минеральные родники, которые местные жители называют «Гёз-сув» (вода от сглаза).

 

8.Экскурсионное обслуживание.

 

            В настоящее время из-за слабого развития туризма в районе нет специализированных учреждений и организаций оказывающих экскурсионные услуги.

 

9.Туристские маршруты Каякентского района.

 

Внутренний туризм.

 

Для внутреннего туризма наиболее интересными направлениями в Каякентском районе являются:

1.Северное направление маршрут № 1: Новокаякент- Каякентское водохранилище – гора «Пушкин –Тау».

2.Южное направление маршрут № 2: Новокаякент- «Воронцовские ванны»- оз. Аджи -грязевые ванны.

3.Западное направление маршрут № 3: Новокаякент- «Каменная баба»- памятник Гмелину С.Г.- с. Гаша – развалины древнего г. Таргу.

 

Въездной туризм.

 

Для въездного туризма наиболее интересными направлениями могут быть:

 

1.Северное направление маршрут № 1  Новокаякент - столица республики  г. Махачкала.

2. Южное направление маршрут № 2  - Новокаякент - крепость «Нарынкала»

3. Юго-Западное направление маршрут № 3 - Новокаякент – горнолыжная база «Чиндирчеро».